Архив журнала
№7, 2001

Слово пастыря


Протоиерей Иоанн Миронов
настоятель храма во имя иконы
Божией Матери «Неупиваемая Чаша»


Об очищении и простоте души

          Как, возлюбленные братья и сестры, мы боимся простудить тело свое, кутаем его, согреваем: носочки потеплее, кофточки, свитерки. А сохраняем ли мы так душу — от сквозняков, от неполадок, от заблуждений, которые мы принимаем?
          По слову пророка Давида: «Омыеши мя и паче снега убелюся» — надо нести постоянно покаяние. Как мы просим в вечерних молитвах: «Господи, дай мне помысл исповедания грехов моих». А потом все дальше и дальше продвигаем свои помышления, чтобы Господь раскрыл нам, что мы совершили в прожитый день. И если мы так будем каяться, то душа наша утишится, умирится. И тогда будем получать благодать и Дух Господень.
          Каждый человек в своей жизни много согрешает. Даже святые угодники и то впадали и в прелесть, и в искушение сатанинские. Вспомните, прп. Исаакий, как он уже в затворе жил и в подвигах просиял. И осиял его свет, и явился ему ангел и сказал: «Исаакий, ты достиг высоты великой и скоро Христос посетит тебя, чтобы ты поклонился Ему». И вот наступило назначенное время, и он услышал пение и свет, и увидел в красивой диадеме подобного Царю славы и поклонился ему. И вдруг увидел, что ноги-то козлищ. И стал раскаиваться и взмолился Богу, и стали демоны его топтать и мучить. И после этого он долго лежал в болезни и каялся.
          Вот, возлюбленные, как страшно впасть в прелесть! Читал я житие прп. Льва Оптинского, там рассказывается, как однажды он заехал в одну пустынь. И там был затворник, иеромонах Феодосий, который славился прозорливостью. И старец Лев спросил его: «Откуда у тебя такие дарования?» — «От Духа Святого. Дух в виде голубя ко мне сходит, и я говорю от Духа». «Отче, опомнись, не в прелести ли ты?» — «Я думал, что ты пришел от меня назидаться, а ты меня оскорбляешь». Пошел после этого Старец Лев к настоятелю и сказал: «Смотрите, как бы не случилась какая беда у вас в монастыре». И вот не успел он еще доехать до Орла, как получил известие, что этот иеромонах — «прозорливец» скончался пагубной смертью, то есть руки наложил на себя. Так враг часто приходит с прелестью, чтобы прельстить нас. И Господь говорит: «Не прельститеся!». Потому что многие перед Вторым Пришествием прельстятся. Поэтому самое главное – жить в простоте, это самое надежное, как говорил старец Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — ни одного». В простоте сердца нужно научиться жить.
          Некоторые говорят: «Батюшка, сколько я молюсь, а все помыслы, помыслы». И тут тоже у старца Амвросия мы находим пример: «Едет мужик по рынку с горшками. И надо ему пробраться на средину, где народа побольше и продажа будет получше. Трудно ехать. Кругом суета, а он все “но” да “но”, так и доехал до нужного места. Так и в молитве потихонечку нужно двигаться, так и продвинешься к Царствию Небесному». Вот какая простота была у старца Амвросия! Как просто он все умел объяснить. А ведь ученый был муж, языки знал, «Лествицу» Иоанна Лествичника перевел с греческого. А имел детское простое сердце и давал чудные наставления, которые записаны для нас, чтобы и мы назидались.
          Простота дается человеку за неосуждение грешников. Вот так и вы: видите какого-нибудь брата в винопитии или в каких-нибудь других грехах, в блуде, в нечистоте, помолитесь: «Помоги, Господи, брату выбраться из этой трясины болотной, укрепи его, поддержи». Но только не осудите никого, а то сами впадете в еще больший грех.
          Нужно не требовать высокого, не требовать чрезмерного. Как говорят отцы: «Если увидишь молодого послушника, резво восходящего на небо, опусти его на землю». Да, нужно сначала здесь, на земле научиться жить в мире и в ладу со всеми людьми, тогда и можно думать о Царствии Божием. А нам тот не нравится, другой не нравится, а сами мы — что? В одной семье бывают дети и хорошие, и плохие. За одних радуешься, за других печалишься. Так и наша христианская семья: у каждого свой норов, свои привычки, поэтому, если мы видим что-то не то, то лучше помолиться, а не осудить.
          Как сказано в одной истории: донесли игумену на какого-то иеромонаха: «Он блудник! Иди посмотри, он опять валяется в грехе». И пошел игумен, и видит своими глазами картину непотребства. Но он подошел, ногой пнул и сказал: «Брат, вставай». А это — большой пук соломы, с воза свалившийся. И братьям стало стыдно, и они ушли. Вот как опасно осуждать!
          Другой пример: жил в монастыре один брат, который все время что-то читал, записанное на хартии. И братия донесли игумену: «Этот брат нехороший, он колдун». Вызвал его игумен к себе: «Чем ты таким занимаешься?» — «Я всегда, когда боюсь впасть в грех, читаю, что написано у меня в хартии: “Удержи язык твой от зла и устне мои, еже не глаголати льсти, и не осуди брата твоего”. И когда я читаю эту записочку, я укрепляюсь».
          Итак, первый наш грех – это осуждение. А ведь на Страшном суде мы не за другого будем отвечать, а только за себя. Здесь, на земле мы можем показаться хорошими, и добрыми, и ласковыми, а там, на Суде будет видно, какие мы на самом деле. Как сказано: «Сердцеведче! Пощади души наши!» Сердцеведец Господь, если мы будем чисто каяться, будем делать добро, будем избегать зла, то Господь, конечно, пощадит души наши.

Содержание номера Следующая статья
Hosted by uCoz