Архив журнала
№7, 2001

Петербургский отечник


Иерей Геннадий Беловолов
настоятель храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Леушинского подворья в Санкт-Петербурге


Великая Леушинская тайна

(Неусыпающий Акафист Божией Матери)

       На карте России Леушино как географическое название сейчас не существует.
       Небольшая деревня, некогда затерянная в глуши дремучих лесов в пойме Шексны между Череповцем и Рыбинском, давшая имя знаменитому монастырю, — ныне покрыта «рукотворным морем» Рыбинского водохранилища. И тем не менее Леушино, будучи физически уничтожено, продолжает существовать. За свою чуть менее полувековую историю оно успело стать чем-то более, нежели топографической реалией. Леушино стало особой традицией в русском женском монашестве, особым духовным явлением в духовной жизни Русской Церкви.
       Леушинский монастырь был в конце ХIХ — начале ХХ веков одним из самых больших женских монастырей России. В нем подвизалось до 700 насельниц. Благодаря неутомимым трудам великой игумении Таисии и молитвенному покровительству Всероссийского Пастыря отца Иоанна Кронштадтского Леушинский монастырь стал в один ряд с такими великими обителями Святой Руси как Дивеево и Шамордино. Из него, как из мощного корня, произросли многие другие женские монастыри на севере Руси, основанные или возрожденные неутомимой труженицей и «сотрудницей о. Иоанна» игуменией Таисией: Сурский на родине Дорогого Батюшки, Иоанновский в Санкт-Петербурге, Воронцовский на Псковщине, Черноезерский и Парфеновский в Новгородской губернии, Ферапонтовский (со знаменитыми фресками Дионисия), которые позволяют говорить об особой школе женского монашества, основанной игуменией Таисией.
       Все это требует духовного внимания и пристального исследования истории и духовной традиции Леушинского монастыря.
       У Леушинского монастыря есть своя «тайна».
       Официально он имел название — Иоанно-Предтеченский — в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, однако храма с таким посвящением в ограде монастыря не было.
       Свое имя обитель получила по приходскому храму в селении Леушино, который впоследствии остался за пределами монастыря в качестве кладбищенской церкви. Главным же монастырским храмом Леушинского монастыря был величественный собор Похвалы Божией Матери. Именно этот храм, воздвигнутый трудами игумении Таисии, и воплощал «великую Леушинскую тайну».
       Начало истории Леушинского монастыря относится к 1875 году, когда в сельце Леушино Череповецкого уезда Новгородской губернии была учреждена женская монашеская община. Возглавила ее монахиня Софийского Рыбинского монастыря Сергия, получившая благословение на основание общины в Леушино своего духовного отца — старца Адриана Югского.
       Сельцо Леушино располагалось на берегу речки Илос, притоке Шексны, в 29 верстах от Череповца. В первые годы своего существования община претерпела множество скорбей и искушений от жертвователя земли помещика Максимова, который считал себя вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь общины. Первую начальницу общины, монахиню Сергию, вскоре сменила другая — монахиня Леонтия, назначенная из Горицкого Воскресенского монастыря. Видя нестроения вокруг общины, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор хотел вовсе закрыть ее. Благословляя в 1881 году монахиню Знаменского Званского монастыря Таисию в Леушино, митрополит Исидор сказал ей: «Эта община требует умного распоряжения, деятельного надзора; она мне надоела вот уже четвертый год, я тебя четвертую назначаю, а если и ты не сделаешь ничего полезного, то я ее закрою».
       Монахиня Таисия в Леушино – как и ее предшественница — столкнулась с «происками» и «хитростями противников», «ужасалась, скорбела и, наконец, выбилась из сил» и решила оставить общину. «По долгом и здравом о сем размышлении, я не могла не сознать свою немощь для такого великого дела, как устройство обители, при всех противовстречающихся тому обстоятельствах» («Записки Игумении Таисии»).
       Так в самом начале могла бы и закончиться история Леушинской обители. В этот решающий момент матушке Таисии явилась Сама Божия Матерь. Это явление, определившее будущую историю Леушинского монастыря, игумения Таисия впоследствии подробно описала в своих «Келейных записках».
       Во сне матушка Таисия увидела некий пожар в обители, знаменовавший полыхавшие в общине страсти и скорби: «Вся монастырская площадь как бы объята пламенем; по небу ходят грозные огненные тучи…». Келейный корпус, в котором находилась матушка с сестрами, грозил вспыхнуть в любое мгновение. Матушка Таисия предалась молитве и в этот момент увидела в окне икону Божией Матери, которая оказалась образом «Скоропослушницы», причем, Матерь Божия была изображена на иконе вместе со св. Иоанном Предтечей. Царица Небесная обратилась к Таисии со словами: «Чего вы все смущаетесь, и ты чего боишься? Мы с ним всегда храним Свою обитель! Не бойся, больше веруй!»
       Это дивное явление и многознаменательные слова Небесной Заступницы открыли матушке Таисии тайну Покрова Божией Матери над Леушино и укрепили подвижницу в несении креста устроительницы монастыря. Матушка Таисия дала своего рода обет Божией Матери — никогда не оставлять Леушино, даже до смерти. «Слезы радости лились, и я вся трепетала. Я очевидно понимала, что Она хранит Свою обитель вместе с Предтечей, коему посвящена эта обитель (Предтеченская), и, укрепившись верой, я твердо решилась все терпеть и трудиться для пользы святой обители, хотя бы и умереть пришлось для сего, но самовольно не оставлять обители и стараться упорядочить и облагоустроить ее с помощью Самой Владычицы, в чем уже и не сомневалась». Матушка Таисия смотрела на себя отныне в Леушино как на послушницу Божией Матери, все творя с помощью Самой Владычицы.
       Это первое явление Божией Матери в Леушино образом «Скоропослушницы», одним из самых чтимых на Афоне, главном уделе Божией Матери на земле, стало первым откровением об избрании Леушино в особый удел Божией Матери.
       Помощью Небесной Скоропослушницы новая обитель устраивалась на диво скоро. Уже в 1885 году община была обращена в монастырь и в том же году 1 октября — на Покров Божией Матери — его начальница, монахиня Таисия была возведена в сан игумении.
       Заветной мечтой матушки Таисии стало желание возвести в глуши северных лесов достойный величественный собор в честь Божией Матери. Не прошло и года после учреждения монастыря, как матушка Таисия приступила к осуществлению своего дерзновенного замысла.
       Когда игумения Таисия явилась к митрополиту Исидору с прошением о постройке храма и представила смету на строительство, превышавшую сто тысяч рублей, в то время как в монастырской казне насчитывалось всего 240 рублей, — архипастырь осторожно спросил: «А где же средства? Нужно подождать, пока они накопятся, и тогда уже приниматься за дело». «Кому не известна скудость обители, существующей исключительно одними подаваемыми ей во Имя Христово милостынями?» — читаем мы в «Историческом описании» монастыря. Только видя непреклонную веру неутомимой подвижницы, митрополит Исидор благословил начало постройки.
Игумения Леушинского монастыря Таисия        Леушинская игумения возжелала воздвигнуть на Севере Руси Дом Пресвятой Богородицы, посвятив его празднику Похвалы Божией Матери.
       Проект пятикупольного собора составил известный петербургский архитектор академик Михаил Арефьевич Щурупов (1815–1901), по проектам которого были воздвигнуты храмы на Афоне, в Санкт-Петербурге, Киеве, Рыбинске, Токио. Прообразом леушинского собора игумения Таисия избрала Успенский собор Киево-Печерской Лавры. «Конечно, наша обитель с ее насельницами не то, что была в те времена Печерская обитель с ее подвижниками, — смиренно размышляла угодница Божия, — но Богоматерь-то все та же Могучая Помощница!»
       Перед началом строительства, осенью 1886 года, игумения Таисия совершила паломничество в святый град Киев, третий удел Божией Матери, чтобы здесь получить благословение Самой Пречистой на созидание Ее Дома. В Великой Лавре игумения заказала список с главной лаврской святыни — чудотворной иконы Успения Божией Матери, принесенной сюда по указанию Самой Пречистой из Царьграда. Икона для Леушинской обители была написана на доске от раки мощей печерского преподобного. Как некогда строители храма принесли икону из Царьграда в Киев, так леушинская храмоздательница из Киева в Леушино принесла список этого образа как благословение третьего удела Божией Матери Леушинскому монастырю. Икона Успения Божией Матери сразу стала в обители одной из самых чтимых святынь.
       Вернувшись в Леушино с иконой Успения Божией Матери, игумения Таисия сподобилась второго видения Пречистой Божией Матери, бывшего в ночь на 27 ноября 1886 года — в праздник иконы Божией Матери «Знамение». В четыре часа ночи по обыкновению, игумения собралась идти к службе, но на минуту присела в своей келье и в это время на нее нашел сон: она увидела, как сестры из игуменской церкви вышли крестным ходом на монастырскую площадь на место возведения будущего собора «встречать идущую к нам Царицу». У игумении в руках было две свечи: малая, догоравшая, и большая, толстая необожженная восковая свеча, которую нужно было подать Царице.
       Царица на горизонте показалось как бы восходящее солнце. Когда Она вошла в святые врата, в небе запели Невидимые Силы «Достойно есть». Эту же песнь запели и сестры, ожидавшие Ее, зазвонили все колокола, и произошло нечто необычное. Между тем я раздумывала: «Так вот какая Царица пришла, не земная, как я ожидала, а Небесная Царица». Таисия зажгла приготовленную большую свечу от своего горевшего огарка, и низко поклонившись Царице, со страхом и благоговением подала Ей. Но к удивлению Таисии, Небесная Посетительница милостиво протянула руку не к большой новой свече, а к малому огарку в руке игумении, сказав при этом: «Мне угодна свеча, горевшая в твоих трудах для Меня, а эту свечу возьми себе и снова трудись с ней, пока Я опять приду на это место».
       Игумения Таисия, воспрянув от сна, объятая благоговейным трепетом, поняла, «что Царица Небесная как бы благословила своим посещением место, назначенное для Ее храма (храм во имя Похвалы Богородицы), ибо Она на этом именно месте стояла; благословила и труды мои, приняв прежние и указав новые, большие и труднейшие, которые предстояли мне в деле созидания храма Ее. Слава Милостивому Ее благоволению ко святой обители нашей!»
       Это второе Леушинское явление Пречистой Богородицы также стало откровением «леушинской тайны» о том, что Божия Матерь благословляет Леушино как Свой Дом, благословляет посвящаемый Ей храм и возжигает на этом месте Свою «большую свечу».
       14 июня 1887 года Новгородским викарным епископом Анастасием была совершена закладка храма, который был посвящен празднику Похвалы Божией Матери. Праздник Похвалы Богородицы празднуется Церковью в субботу 5-й Седмицы Великого поста, иначе называемую — Суббота Акафиста. Это посвящение было связано с тем, что первой принесенной в Леушино иконой, еще в приходскую церковь, была икона Похвалы Божией Матери, впоследствии ставшая чтимой святыней обители. Ее пожертвовал в Иоанно-Предтеченский храм гатчинский купец Гавриил Михайлович Медведев, родина которого была в двадцати верстах от Леушина. Другим важным духовным основанием посвящения главного леушинского храма Похвале Божией Матери стало то, что этот праздник был одним из самых чтимых праздников в Киево-Печерской Лавре, в которой хранился почитаемый образ «Похвала Божией Матери».
       Преосвященный Анастасий, Новгородский викарный епископ, осмотрев после освящения Леушинский монастырь, произнес: «Да, Матушка, процвела ваша пустыня, процветет и еще, и будет бо древо велие, под сению которого много мысленных птенцов приютятся и спасутся благодатию Бога, избравшего Вас осуществить великую идею Своего Промысла о сем крае. Сила Божия в немощах наших да совершится!»
       Создание храма потребовало пять лет усердных и непрерывных трудов игумении с сестрами. Работы осложнялись отдаленностью местности и отсутствием дорог. Камни для фундамента сестры сплавляли с берега Шексны за 15 верст во время разлива половодья. Известь возили зимним путем на лошадях за 150 верст из Кирилловского уезда. По благословению игумении сестры ходили сборщицами, собирая гроши и лепты на построение храма Божия. Сама игумения также много ездила по городам и весям, собирая средства на храм. Чтобы не терять драгоценное дневное время, она обычно ездила по ночам в простом монастырском экипаже в сопровождении одной из сестер, которая заменяла кучера. Как сказано в «Историческом описании монастыря», «ни мрак ночи, ни непогода, ни непосильный труд, ничто не останавливало труженицу, самоотверженно решившуюся пожертвовать и самою жизнию для такого великого дела во славу Великого Имени Божия».
       Для написания четырехъярусного иконостаса некоторые сестры были направлены настоятельницей на обучение в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, — таким образом в Леушино возникла иконописная мастерская, писавшая впоследствии образы даже для Царских особ. Сколько было положено трудов, пережито скорбей, пролито слез, вознесено молитв, — можно представить со слов самой матушки игумении Таисии, начертанных в ее духовном завещании. «…Вы сами видели и знаете, как я оплакивала каждую копейку, прежде чем доставалась она, и не погрешу, сказав, что все храмы обители… пропитаны обильно слезами моими. Я в буквальном смысле изведала весь труд нищей храмоздательницы монастыря».
       Только помощью Царицы Небесной можно объяснить то, что уже 8 сентября 1890 г. были освящены и подняты кресты на все купола храма. Чин освящения совершил прибывший из Петербурга наместник Александро-Невской Лавры архимандрит Исаия. А освящение самого Похвальского собора было совершено накануне великого праздника Рождества Богородицы 7 сентября 1891 в сослужении трех архиереев при стечении множества богомольцев.
       Этот храм, поражавший своим величием и красотой, стал чудом для всех, в том числе и для самой храмоздательницы. После освящения матушка Таисия написала вдохновенные строки:
Откуда взялось ты, святое селенье
Великаго Бога и славы Царя?!
Чьей силой могучей и чьим повеленьем
Тобой возсияла здесь света заря?!
.............................................................
И вот создался храм! Храм дивный, величавый!
Как кедр могучий, он явился средь лесов!
И словно не было скорбей, трудов, печалей,
Все в вечность кануло, в забвеньи унеслось!
       Величественный Похвальский собор в Леушинском монастыре стал «похвалой в камне» Божией Матери, «большой леушинской свечой» Царице Небесной, возженной на севере Земли Русской. Этот храм, внешними очертаниями напоминавший Успенский собор Киево-Печерской лавры, зримо воплотил «леушинскую тайну», явил духовный смысл Леушина как северного удела Божией Матери, избранного Самою Пречистой.
       Леушинский монастырь, называвшийся по своему посвящению Предтеченским, был прежде всего Богородичным. Даже в официальной переписке его иногда называли Похвальским. Объединяя два величайших имени христианской Церкви, Леушино стало деисисом — Богородице-Предтеченским молением ко Христу.
       В подражание Киево-Печерской Лавре Матушка Таисия всячески утверждала различные обычаи и богослужебные особенности Печерской Лавры. Чтимый список иконы Успения Божией Матери из Киева был помещен над Царскими вратами главного Похвальского собора и так же, как в Лавре, он опускался на службах для поклонения и прикладывания.
       Возможно, в связи с Успенской Киевской лаврой матушка Таисия посвятила основанный ею в 1891 году скит близ Леушина также Успению Божией Матери.
       Чтобы Леушино было воистину великой Похвалой Божией Матери, игумения Таисия учредила в монастыре уникальный «Чин чтения Неусыпающего Акафиста».
       Начало этому «чину» послужило принесение в конце 1880-х годов одним благочестивым богомольцем в Леушинский монастырь из Соловецкой обители списка чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Хлебная». Эта святая икона была торжественно встречена сестрами за две версты от обители, крестным ходом внесена в святые врата и помещена в пекарне. По благословению настоятельницы сестры, получая хлеб, должны были положить три поклона «Хлебной» Богоматери, принимая хлеб как бы из Ее рук, а каждый вечер читать пред нею Акафист. После этого несмотря на скудость, монастырь никогда не оставался без хлеба. У игумении Таисии возникла мысль устроить для «Хлебной» иконы особую келию, в которой она благословила собирать списки других явленных икон Божией Матери и читать пред ними Неусыпающий Акафист. «Тут неусыпно в течение 10 лет денно и нощно читались Каноны и Акафисты Богоматери поочередно всеми сестрами обители, так что согласно благоговейному желанию настоятельницы святое Имя Богоматери, Неусыпной Заступницы и Покровительницы этой пустынной обители, не переставало славословиться ни на минуту»(«Историческое описание…»).
       Очевидно, матушка Таисия знала о существовании в Дивеево благословленной батюшкой Серафимом особой часовни, в которую собирали все иконы Богоматери и где Преподобный заповедал читать неусыпающую Псалтирь. В подражание дивеевской часовне матушка Таисия благословила в 1905 году воздвигнуть в Леушино такую же часовню. Материалами для строительства послужили остатки от новосооруженного зимнего Троицкого собора с приделом Преподобного Серафима Саровского. В новую часовню, воздвигнутую рядом с Похвальским собором, была перенесена чтимая икона Богоматери «Хлебная» и другие списки Ее явленных икон.
       Эта часовня была освящена 10 июля 1906 года молитвенником и благодетелем Леушинского монастыря протоиереем Иоанном Кронштадтским. Сам по-детски искренно и горячо почитая Пречистую Богородицу, Дорогой Батюшка, вознеся в часовне хвалу Божией Матери, в духовном восторге воскликнул: «Если бы я жил здесь в монастыре, я не ушел бы отсюда из этой часовни, — как вожделенно славить Владычицу».
       В России во многих монастырях читали неусыпающую Псалтирь и лишь в Леушинском монастыре совершался уникальный чин чтения Неусыпающего Акафиста Божией Матери. Подобного обычая не известно более ни в одном монастыре России и даже на Афоне. «Согласно благоговейному желанию настоятельницы святое Имя Богоматери, Неусыпной Заступницы и Покровительницы этой пустынной обители, не переставало славиться ни на минуту». Почти сорок лет вплоть до закрытия в 1931 году в Леушино немолчно и непрерывно возглашалось архангельское приветствие Богоматери: «Радуйся, Благодатная».
       Вся история Леушинского монастыря — история горящей свечи Пречистой Деве, неумолкающей Похвалы Божией Матери. Пожалуй, нигде на земле не славилось так Имя Пречистой, как в Ее Леушинском уделе. Более сего Имя Божией Матери славится только на небесах.
       В этом и состоит «великая леушинская тайна», ныне пребывающая под безкрайними водами Рыбинского водохранилища, которое стало «святым» морем, хранящим до всеобщего воскресения честные останки верной послушницы Божией Матери Блаженной Старицы великой игумении Таисии. Матушка исполнила обет, данный ею Богородице, и не оставила Леушино даже после его затопления.
       Хотя Леушина ныне нет на карте России, тем не менее оно стало неотъемлемой частью Святой Руси. Леушино, скорее, напоминает град Китеж, который светит из глубины вод Рыбинского «моря» всем притекающим к нему.

       Зримой частью Леушинского монастыря осталось его подворье в Санкт-Петербурге. Возвращенное в 2000 году Русской Церкви, ныне оно восстанавливается усилиями прихода с надеждой на возрождение здесь самой Леушинской обители. В храме учрежден День Неусыпающего Акафиста. Каждую субботу с утра до всенощной читаются безпрерывно каноны с акафистами Божией Матери. При подворье в келье, где постоянно останавливался отец Иоанн Кронштадтский предполагается создать его мемориальный музей.
       Всех желающих помочь в восстановлении Леушинского подворья и подвизаться в нем приглашаем в храм по адресу: Санкт-Петербург, ул. Некрасова, 31.

Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья
Hosted by uCoz